![]() |
15.49 р.
Вага: 1380 г
Памеры: 290x245 мм
|
Каталог коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. – Мінск : Літаратура і мастацтва, 2010. – 224 с.
ISBN 978-985-6941-34-7
Настоящий каталог представляет уникальную часть коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, в основе которой – около 500 подлинных плакатных листов (418 по наименованиям), выполненных в 1941-1945 годах, главным образом в Москве и Ленинграде в издательстве «Искусство», в технике цветной литографии, а также произведения 157 авторов-художников. Особого интереса заслуживают 13 предвоенных плакатных листов и 16 плакатов, изданных в первые послевоенные годы. Общественно-политическая значимость, сила эмоционального воздействия, высокое художественное качество этого массового жанра изобразительного искусства сыграли важную роль в победе над фашизмом. Издание будет способствовать более глубокому изучению истории Великой Отечественной войны, а также патриотическому воспитанию молодежи.
Содержание
С. И. Азаронок. Плакат Великой Отечественной: страницы истории
Л. Д. Щемелёв. Фронтовые дороги плаката
Г.В. Павловская. Наше дело правое. Враг будет разбит! 1941
Г.В. Павловская. Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! 1942 - 1943
Г.В. Павловская. Да здравствует день всенародного торжества праздник победы! 1944 - 1945
Аннотации к плакатам
Библиография
Список авторов-художников
Список авторов текстов
Список основных сокращений
Фронтовые дороги плаката
Плакатная графика давно и привычно вошла в нашу жизнь. Мы часто видим плакаты на улицах и площадях, в цехах заводов и на стройках, в различных учреждениях и учебных заведениях. Выразительные рисунки с краткими текстами как непосредственные участники событий освещают то, что наиболее важно, значимо сейчас, требует немедленного действия. Велика роль плаката в мирное время, но особенно важен он в дни тяжелых испытаний.
В годы Великой Отечественной войны советский плакат стал настоящим явлением в жизни страны. Проникая повсюду, он вселял веру в победу, учил ненавидеть сильного и коварного врага и в то же время смеяться над ним.
И сегодня каждому в нашей стране и многим за рубежом знаком один из первых плакатов Великой Отечественной – «Родина-Мать зовет!» Ираклия Тоидзе. Красивая и суровая женщина-мать держит в руке текст военной присяги.
В годы войны этот плакат нельзя было не заметить – он просто приковывал взгляд, заставлял остановиться. Плакат призывал каждого советского человека выполнить свой священный долг – изгнать фашистов с родной земли.
В то время многие испытали на себе эмоциональное влияние лучших плакатных листов.
В первые дни войны вместе с матерью и сестрой мне пришлось покинуть Витебск.
Судьба беженцев привела нас сначала в Иваново, а затем в городок Семёново Горьковской области России.
Я начал работать на заводе, где был налажен выпуск гранат и других боеприпасов. Здесь в заводском цеху я и увидел первые плакаты Великой Отечественной. Все говорили о Кукрыниксах. Мне же наиболее импонировал Виктор Дени – нравились его выразительные карикатуры и меткие, острые надписи. Его сатирический плакат читался сразу, он был прост и понятен.
В декабре 1941 года меня призвали в ряды РККА и направили в школу младшего командного состава в Марийскую АССР. Здесь плакат присутствовал в классах, на плацу, в казарме.
Молодежь моего поколения, мои сверстники отличались большим патриотизмом. Нам хотелось скорей вступить в бой с врагом, и наиболее сильный отклик вызывал героический плакат. Наконец в июле 1943 года я был направлен на фронт. Не передать словами, какие сильные чувства я переживал в пути. На каждом полустанке, на каждом вокзале меня сопровождали плакаты. Они вдохновили и помогли мне вступить в бой. Виктор Корецкий, один из моих любимых плакатистов, особенно
запомнился плакатами под рубрикой «Бей так...».
В боях под белорусским городом Мозырем в октябре 1943 года я получил тяжелое ранение.
Впоследствии моя военная судьба была связана с кавалерией. Конечно, вспоминаются плакатные листы о воинах-конниках. Запомнился плакат «Вперед буденовцы», с точной портретной характеристикой Семена Михайловича Буденного. В этом я убедился, когда лично увидел маршала, приехавшего с инспекцией в нашу воинскую часть.
Победные плакаты 1945 года, плакаты по восстановлению страны, являвшиеся тогда просто приметами времени, незаметно для меня стали нашей историей.
Проходя по залам Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, насыщенным множеством военных реликвий, в числе которых и «живой» плакат военной поры, я погружаюсь в воспоминания.
Я думаю о трудном времени, выпавшем на мою юность, о боевых товарищах, с кем плечом к плечу шагал фронтовыми дорогами. Военный плакат богато иллюстрирует этот путь. Как бывшему фронтовику, а сегодня профессиональному художнику, мне близок и понятен его язык. Я восхищаюсь мастерством плакатистов, которые с успехом превращали простой лист бумаги в грозное оружие. Искренне желаю музейным сотрудникам сохранить военный плакат для будущих поколений.
Л. Д. Щемелёв